Радоница, славянские корни поминального дня

Радоница — это древний славянский празник, день поминания предков. После крещения Руси дата плавно перешла в календарь христианских праздников с небольшими поправками в традициях. В этой же статье рассмотрим языческие корни дня поминания ушедших в мир нави.

Радоница известна и под другими названиями: радуница, родительский день, поминальный день.

Какого числа радоница

радоница праздник славян
Память о ушедших в мир нави напоминает о неразрывности рода.

Христианская радуница более известна как родительский день и зависит от Пасхи. Славянская радоница выпадала на первую неделю мая. Радоничная неделя имела огромное значение, именно в этот период умершие приходят погостить к живым. В эти дни можно спросить совета, иногда умершие просят живых выполнить какую либо просьбу. Чаще всего общение происходит через сон. Самым важным днем поминальной седмицы считался вторник, именно он и получил свое название — радоница. По некоторым источникам радоница отмечается спустя 40 дней от весеннего равноденствия.

Радоница встречается в разных народах под разными названиями:

  • вальпургиева ночь в Германии;

  • бельтайн в кельтской культуре и Англии.

Традиции празднования радоницы у разных народов имеют различия, но суть одна, в этот день открываются границы между миром живых и мертвых.

Радоница – это второй день поминания усопших, первый весенний день поминания приходится на 1 марта и проводится а навий день.

Откуда название праздника?

Радоница, славянские корни поминального дня
Умершие родичи становятся хранителями рода. Радоница – это день когда границы между миром мертвых и живых стерты и духи приходят в гости к родным.

По первой версии этот день посвящается богу Роду. Отсюда и поминание предков, как символ единство всего рода. По этой версии все ушедшие родичи так или иначе влияют на жизнь рода, являются хранителями его.

Другие источники указывают на связь названия праздника со словами радость либо род.

Традиции перед радоницей

Накануне праздника в доме наводился порядок. После уборки старшая женщина в доме окуривала дом подожженными ветвями можжевельника либо вереска — обряд очищения жилища от всякого рода негативной энергии.

После этого все члены семьи прыгали через костер чтобы все болезни да грехи оставить в огне и получить очищение.

Еще одним ритуалом на здоровье было умыться водицей настоянной с серебром либо золотом.

Поминальные традиции

Во времена язычества день радоницы был условно поделен на 3 важных части.

  • Утро посвящали работе;

  • В обед шли на погост где поминали усопших, оставляли там пищу, после трапез могли и поспать на кургане (могилке).

  • Вечер посвящали веселью, накрывали праздничный стол.

Всю неделю радоницы принято было оставлять пищу на столе, считалось что в полночь ушедшие родичи смогут подкрепиться после долгой зимы.

кутья - главное поминальное блюдо
Главным поминальным блюдом считается кутья.

В современно культуре традиции посещения кладбища сохранились, претерпев некоторые изменения.

Раньше на могилке принято было оставлять еду: кашу, яйца крашенные в луковой шелухе, пироги. Кроме еды ставили стакан чистой родниковой воды. Обязательно часть еды закапывали в землю, а часть раздавали окружающим либо скармливали животным.

Вечером проводились праздники. Люди стремились разделить радость от встречи с умершими. За трапезой старались собраться всей семьей. На столе обязательно ставили 3 лишних тарелки и приборы для зашедших на огонек духов.

Еще одной традицией радоницы было приготовление бани и чистого постельного белья. Чистое белье оставляли в натопленной бане и оставляли на сутки. В это время никто из живых туда не входил. Спустя сутки люди искали следы пребывания в бане духов.

Окликанье дождя

Дождь на радоницу окликали дети если видели в небе тучку. Дождь на радоницу считался хорошим знаком. Если он начинался все стремились умыться дождевыми каплями. Считалось что в этот день вода благословенна небом и подарит здоровье да счастье.

Обряд изгнания смерти

Изгнание смерти проводилось лишь в некоторых волостях, проводили обряд изгнания в субботу радоничной недели. Выглядело это следующим образом. В полночь все женщины села собирались вместе, вооружившись метлами да ухватами. В полночь начинали гоняться за символическим «призраком» Мары, прогоняя ее с деревни.

Считалось что таким образом можно изгнать смерть и эпидемии болезни на все предстоящие лето.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector